- Совершенствование содержания среднего образования Казахстана в контексте современных реформ (2014 — 2016)
С 2014 по 2016 год Центр принял участие в исследовательском проекте «Совершенствование содержания среднего образования в контексте современных реформ» в сотрудничестве с Высшей школой образования Назарбаев Университета (НУ), факультетом образования Кембриджского университета и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Исследование проводилось в рамках трансляции обновленного содержания образования в пилотных школах страны.
Цели исследования:
- изучить мнение учителей, директоров школ и других заинтересованных сторон о внедрении обновленного содержания начального образования, критериальной системе оценивания в общеобразовательных школах Казахстана.
- предоставить рекомендации по эффективному внедрению обновленного куррикулума и практики оценивания для начального образования в Казахстане.
Отчеты по результатам исследования доступны по ссылке на сайте университета Кембридж:
2. Трансляция и преемственность инноваций в области образования в системе среднего образования Казахстана (2018 – продолжается)
-
С 2018 года сотрудники Центра принимают участие в совместном исследовании Высшей школы образования НУ, факультета образования Кембриджского университета и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» по теме «Трансляция и преемственность инноваций в области образования в системе среднего образования Казахстана».
Цели исследования:
-
- исследовать взгляды учителей, директоров школ и других заинтересованных сторон на внедрение инноваций обновленного содержания образования в Казахстане;
- изучить модель реформы, ее преимущества, недостатки и воздействие на различные уровни системы;
- определить влияние реформы на учителей и возможности для их профессионального развития.
3. Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков: Образование – 2030»
Проект «Будущее образования и навыков: Образование – 2030» был инициирован Организацией экономического сотрудничества и развития (Проект ОЭСР) в 2015 году.
В 2016 году по решению Министерства образования и науки Республики Казахстан автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (АОО НИШ) была определена национальным координатором данного проекта и вошла в его неофициальную рабочую группу.
Проект направлен на установление общего языка и платформы, на которой страны коллективно и индивидуально могут изучать вопросы разработки и обновления образовательных программ. Участники ведут дискуссии о том, какими знаниями, навыками, отношениями и ценностями должны овладеть учащиеся, чтобы преодолеть современные вызовы и превратить их в потенциальные возможности для себя и других. Проект призван максимально адаптировать школьное обучение к непредсказуемым условиям современного мира (мир VUCA), и наметить образ школы-2030.
Основные направления деятельности Центра в Проекте ОЭСР
1) Разработка документа «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАМКА ОБУЧЕНИЯ – 2030» под руководством экспертов комитета ОЭСР «Образование и навыки».
Цель: создание концептуального документа, определяющего знания, навыки, ценности, необходимые молодому поколению в будущем.
Создан «Компас обучения ОЭСР», который помогает учащимся ориентироваться в различных социальных и экологических контекстах, ставить личные цели и строить планы на будущее. Доступно видео о Компасе обучения ОЭСР.
2) Общий сопоставительный анализ учебных программ (curriculum content mapping – CCM)
Цель: эффективный мониторинг/пересмотр действующих учебных программ стран-участниц через призму компетенций 21 века.
Проведен сопоставительный анализ учебных программ обновленного содержания среднего образования РК по семи учебным областям: искусство, гуманитарные дисциплины, математика, государственный язык, физическая культура, естественно-научные дисциплины, технологии. Анализ предусматривает обзор внедрения 28 основных компетенций Концептуальной рамки ОЭСР 2030 в куррикулумах стран-участниц.
3) Анализ документов и образовательных программ по математике (Mathematics Curriculum Document Analysis Project — MCDA)
Цель: анализ государственных стандартов, учебных программ начальной и основной школ, учебников по математике для 8 класса.
4) Углубленный анализ куррикулума по физической культуре (In—depth Analysis of Physical Education – PE ANALYSIS)
Цель: международный сравнительный анализ аспектов физического воспитания в различных системах образования в 5-9 классах. ОЭСР выпустил итоговый отчет «Making Physical Education Dynamic and Inclusive for 2030».
5) Работа в тематических группах (Thematic Working Groups — TWGS)
Цель: подготовка основных документов проекта, исследование концептов.
Страны-участницы работают в тематических группах по разработке и развитию концептов по 9 фокусам. Сотрудники Центра принимали участие в работе 3 рабочих групп.
6) Подготовка видеороликов
Цель: дать возможность учащимся выразить свою четкую позицию и видение об устойчивом развитии мира, в котором они хотят жить в 2030 году; мотивировать учителей к обмену опытом развития у учащихся компетенций и навыков, необходимых для успешной жизни в будущем.
Учителя и учащиеся Интеллектуальных и общеобразовательных школ подготовили 112 видеороликов, 5 из которых были отобраны секретариатом для публикации на официальном сайте Проекта ОЭСР.
7) Распространение идей проекта
С целью распространения идей проекта ведущие эксперты ОЭСР приглашаются в качестве спикеров на международные конференции АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
VIII Международная Конференция НИШ «Расширяя границы изменений в образовании: АПРОБАЦИЯ И ТРАНСЛЯЦИЯ»:
- Уильям Шмидт, почетный профессор, Университет штата Мичиган, США, эксперт ОЭСР. Тема выступления «Куррикулум и равенство в школьной системе».
- Михо Тагума, старший аналитик Дирекции по образованию и навыкам ОЭСР. Тема выступления «Международные перспективы по раннему образованию и заботе о детях».
IХ Международная Конференция НИШ «Ценности, благополучие и инновации для будущего образования»:
- Юри Белфали, руководитель отдела раннего детства и школ Департамента образования ОЭСР. Тема выступления «Благополучие учащихся – что PISA 2015 говорит нам о социальной жизни, процессе обучения и результатах учащихся».
- Фил Ламберт, внештатный профессор Сиднейского университета, Австралия, эксперт ОЭСР. Тема выступления «Роль ценностей, благополучия и инноваций в образовании сегодня и завтра». Фил Ламберт также провел обучение для сотрудников Центра образовательных программ в 2018 г. на тему «Внедрение изменений в процесс обучения» и в 2020 г. на тему «Мониторинг и метапредметные навыки».
Х Международная Конференция НИШ «Школа нового поколения»:
- Ричард Бэйли, эксперт ОЭСР по физическому благополучию, представитель Международного совета спортивной науки и физического воспитания. Тема выступления «Влияние физического воспитания на благополучие и академическую успеваемость учащихся».
В 2020 г. руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР г-н Андреас Шляйхер стал первым гостем подкаста Intellectual Podcast с темой выступления «Отказ от привычного в образовании – переосмысление образования».
За период работы в Проекте Центром был переведен ряд документов и видеороликов на казахский и русский языки. Подготовлено 4 выпуска информационно-аналитических брошюр. Все материалы размещены на СМК в разделе Международные исследовательские проекты: документы, книги и брошюры, презентации, видеоматериалы, информационные материалы.