Семинар по практическим работам по предмету «Физика»

В период с 14  по 19 марта на базе Назарбаев Интеллектуальной школы  физико-математического направления г.Шымкент прошел семинар по практическим работам по предмету «Физика» для учителей, преподающих в 7-12 классах на казахском и русском языках. В работе семинаров приняли участие 50 учителей Назарбаев Интеллектуальных школ страны. Семинар был проведен консультантом Кембриджа Майклом Смитом, доктором PhD по биофизике, с целью поддержки внедрения Интегрированной образовательной программы и эффективной организации учебного процесса.

Первый день был посвящен определению важности проведения лабораторных работ в физике и развитию практических навыков учащихся. В ходе самостоятельного проведения учителями лабораторных работ по исследованию закона Гука и определению периода колебаний математического маятника рассматривались все этапы исследования - планирование, запись результатов, построение графика, выводы и оценка результатов. Так же были рассмотрены наиболее частые заблуждения учащихся, например, влияние массы на период колебаний математического маятника, равнозначность понятий вес и масса и способы разъяснения данных заблуждений с помощью демонстраций, лабораторных работ.

Во второй день учителя получили возможность рассмотреть потенциал физики в развитии критического мышления, постановку проблемных вопросов с целью стимулирования познавательного интереса учащихся.  Позже участники семинара были разделены на 2 подгруппы для выполнения работ по исследованию закона Ома в курсе основной школы и по исследованию процесса зарядки/разрядки конденсатора для учащихся старшей школы. Демонстрации, проводимые в этот день включали в себя эффект Бернулли с использованием фена и теннисного шарика, электромагнитную индукцию с катушкой и полосовым магнитом, принцип цифровой записи информации на лазерных дисках. Последняя сессия дня была посвящена конструированию модели, позволяющей получить максимальную подъемную силу и уменьшить вес конструкции, фиксируемой на электронных весах. Для конструирования модели использовались – пластиковая мензурка, с помещенными в нее грузиками, картон, ножницы, скотч. Данная сессия проходила в духе соревнования между группами, наибольшее значение подъемной силы и самое заметное уменьшение веса составило 67%.

Первую половину третьего дня участники семинара были вовлечены в расширенное исследование по определению радиуса, образованного стоячей волной от текущей струи воды. Исследование включало в себя определение влияния высоты струи, скорости истечения жидкости, ее поверхностного натяжения и вязкости на образованный радиус.

Во второй половине дня учителя имели возможность получить ответы на вопросы, касающиеся нахождения подходящего масштаба при построении графиков, подписания осей графиков, графического и вычислительного нахождения пересечения с осью ʏ, учета количества значащих цифр и определения погрешностей.

Участники семинара отметили, что в ходе семинара достигли целей, которые ставили перед собой в начале семинара, и выразили готовность поделиться полученными знаниями со своими коллегами в школах.