Курсы повышения квалификаций учителей по практическим работам по предмету «Химия»

В период с 17 по 19 марта 2016 года на базе Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г.Шымкент состоялись курсы по повышению квалификации для учителей по проведению практических работ по предмету «Химия». Курсы проводил консультант Университета Кембридж Алан Джервис. В течение трёх дней были рассмотрены особенности организации ряда практических работ в соответствии с учебными программами 7-12 классов. На курсах были рассмотрены как достаточно простые работы для выполнения, так и более сложные, требующие приборного обеспечения.

Большое внимание было уделено соблюдению правил техники безопасности при проведении работ, изучены правила анализа риска. Такой анализ позволяет точно оценить все опасности проводимой практической работы, внести при необходимости изменения в ход ее выполнения, решить вопрос о том, кто может выполнять данную работу – учащиеся или только учитель.

Тренер неоднократно указывал на необходимость подробной инструкции и предварительной подготовки учащихся к выполнению работы. Выполнение практических работ, обсуждение результатов проводилось в группах и парах. Учителя с интересом участвовали в обсуждениях, высказывали свое мнение. А.Джервис во время выполнения практических работ подходил к каждой группе, разъяснял возникшие трудности в выполнении и объяснении эксперимента.

Были проведены следующие практические работы, в ходе которых рассматривались важные аспекты:

  • 7 класс, «Реакция серы и железа» - важность и безопасность организации практической работы;
  • 8 класс, «Взаимодействие тиосульфата натрия с соляной кислотой» - рассмотреть практические работы как комплекс мер по приобретению навыков учащихся;
  • 10 класс, «Покрытие металлом» - безопасность организации практической работы, применение оборудований, развитие критического мышления;
  • 10, 12 классы, «Цветные соединения переходных металлов» - преемственность учебных программ средней и старшей школы, особенности проведения и объяснения результатов на разной глубине материала;
  • 11 класс, «Измерение теплового эффекта с помощью закона Гесса» - использование различных калориметрических методов для измерения изменений энергии;
  • 12 класс, «Кислотно-основное титрование» - использование различных датчиков и регистраторов данных.

После проведения и обсуждения практических работ учителя подготовили небольшое введение по каждой теме практических работ, после чего ими было проведено  микропреподавание в парах. По каждому выступлению была получена обратная связь, которая представляла возможность скорректировать учителям свою собственную методику, а наблюдение за коллегами позволило оценить те или иные подходы.

Участники отметили важность данного семинара, поскольку в системе уроков химический эксперимент занимает ведущее место среди других форм работы.

Курсы были проведены на высоком теоретическом и практическом уровне, тренер подробно и доступно объяснял весь материал, тщательно подготовлены реактивы и оборудование.