Международный научно-практический семинар «Современное состояние образования и смена парадигм в условиях полиязычия»

В период с 8 по 9 февраля 2016 года сотрудники Центра образовательных программ и учителя казахского, русского, английского языков Назарбаев Интеллектуальных школ приняли участие в Международном научно-практическом семинаре «Современное состояние образования и смена парадигм в условиях полиязычия», организованном Казахским гуманитарно-юридическим университетом, Управлением образования г.Астаны и Евразийским Национальным университетом им. Л.Н.Гумилева. В работе семинара также участвовали представители высших учебных заведений и учителя общеобразовательных школ.

На семинаре были обсуждены актуальные вопросы полиязычия и развития трехъязычной политики в Республике Казахстан, осуществлен обмен опытом с учителями Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ), проведен анализ современного состояния национальных достижений в области преподавания казахского, русского и английского языков и перспективных направлений их развития.

На пленарном заседании выступила д.п.н., заместитель директора Центра Джадрина М.Ж. с докладом об инновационных процессах, происходящих сегодня в школьном образовании.

В ходе семинара также были проведены секции на тему «Стратегия качественного образования: опыт АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», «Трехъязычное образование в Казахстане: поиски и решения», «Педагогическое мастерство и повышение квалификации учителей школ и преподавателей вузов», в которых выступили специалисты Центра Абуов Ж.С., Кожамкулова Г.Е., Айтбаева А.Д. с докладами о содержании предметов лингвистического направления и новых подходах к их преподаванию. Также старший менеджер Центра Шегенова З.К. рассказала об опыте преподавания предмета «История Казахстана» на казахском языке в Интеллектуальных школах. В работе секций «Казахский язык и литература»; «Русский язык и литература»; «Английский язык и литература» приняли участие 19 учителей. Учителя русского языка Бармина А.Ю. (НИШ ФМН г.Костанай), Клокова Е.В., Ким Г.Ф. (НИШ ФМН г. Талдыкорган), Маканова А.К. (НИШ ХБН г.Павлодар), Омарова Ж.Б. (НИШ ХБН г.Кызылорда), Кривошеева Н.Ю. (НИШ ХБН г.Алматы) опубликовали статьи в сборниках материалов семинара. Выступили с докладами:

  1. Жақыпжанова Әсел «Оқылым дағдысын қалыптастыру және дамыту тәсілдері». (НИШ ФМН г.Уральск)
  2. Танжарикова М.С. «Заманауи білім беру мақсаттарына сай оқыту».
    (НИШ ФМН г.Актобе)
  3. Козганбаева М.Т. «Назарбаев Зияткерлік мектептерінің қазақ тілін оқыту тәжірибесінен: айтылым, тыңдалым, оқылым және жазылым коммуникативтік дағдыларын дамыту жолдары» (НИШ ФМН г.Костанай)
  4. Мукатаева Г.К. «Көркем шығарманы талдау ерекшелігі». (НИШ ХБН г.Усть-Каменогорск)
  5. Суханинская У.И. «Использование инструментов коучинга на уроках русского языка». (НИШ ХБН г.Павлодар).
  6. Лих И.В. «Чтение: секреты работы с текстом». (НИШ ФМН г.Талдыкорган)
  7. Мухангалиева А.К., Алтайбаева Ш.К. «Introducing Receptive skills: Listening and Reading» (НИШ ФМН г.Астана)
  8. Papazoglou Beatrice, Аубакирова Д.Б. «Introducing Productive Skills: Writing and Speaking», учитель английского языка. (НИШ ФМН г.Астана)
  9. Абдрахманова Б.К. «The efficacy of subject integration within English language classes», учитель английского языка. (НИШ ФМН г.Кокшетау)
  10. Нургалиева И.Г. «Effective Practices for Developing Reading Comprehension», учитель английского языка (НИШ ФМН г.Кокшетау)
  11. Белявская Л.И. «Казахстанский компонент в Интегрированной образовательной программе по английскому языку (основная школа)», учитель английского языка (НИШ ФМН г.Кокшетау)

Доклады вызвали живой интерес участников семинара. В возникших дискуссиях участники задавали вопросы и выражали свое мнение по вопросам трехъязычия, по подходам, используемым к преподаванию языковых дисциплин в НИШ. Учителя Интеллектуальных школ продемонстрировали мастер-классы, рассказали об опыте преподавания в НИШ, поделились методическими материалами.

Участники мероприятия высоко оценили уровень проведенного семинара, отметили актуальность обсуждаемых проблем, а также выразили мнения о необходимости популяризации опыта Интеллектуальных школ по внедрению трехъязычного образования. Также в качестве рекомендаций по итогам семинара было предложено продолжить проведение мастер-классов по распространению педагогического мастерства, а также семинары и конференции с участием авторов учебников для общеобразовательных школ Казахстана в рамках обновления содержания образования, кроме того, рекомендовать ввести в модульные образовательные программы вузов, осуществляющих подготовку специалистов по казахскому языку и литературе, русскому языку и литературе, английскому языку, дисциплину «Функциональная грамотность».